Для начала несколько цифр. Этим летом стоимость прямого авиабилета из Новосибирска в Сочи и обратно составляла от 45 тысяч рублей. При этом пакетный тур в Турцию в отель «три звезды» на шесть ночей по системе «все включено» стоил от 23,5 тысячи рублей. Можно ли удивляться, что даже самыесамые патриоты, от всей души желающие познакомиться с новейшей олимпийской историей своей страны и поддержать город в его надеждах на отличный туристический сезон, отправились к берегам турецким?
От желающих посетить круглый стол с темой «Перевозки на курорты. Проблемы и решения» не было отбоя. Проблема эта остается много лет неразрешенной, поэтому все заинтересованные лица отправились в зал с надеждой: а вдруг?
Перевозки на курорты. Проблемы и решенияИлья Белавинцев, заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ: - Я хотел бы начать со стати-стики, которая является лучшим основанием к анализу. За 10 месяцев 2014 года воздушным транспортом воспользовалось уже около 80 млн пассажиров. По отношению к прошлому году пассажиропоток вырос на 11%. рост на внутреннем рынке составил около 1217%. То есть в этом году впервые сложилась ситуация, когда внутренние перевозки опередили рост международных. Несомненно, данные результаты стали, в том числе, возможны благодаря решениям, которые были приняты правительством. Началось все в 2012 году, когда был принят ряд решений по развитию региональной авиации. Были разработаны основополагающие документы, дорожные карты, и, конечно, основные документы, по которым мы сейчас работаем и развиваем эту отрасль – программы субсидирования. Всего их 5. Только по 2014 году общий объем финансирования составил порядка 5 млрд рублей. До 2017 года мы ориентируемся на сумму около 43 млрд рублей. Наиболее старая, социально направленная программа – это программа дальневосточных перевозок. Она действует с 2009 года и сейчас включает в себя 53 субсидированных маршрута. Из 53 маршрутов 15 – направления с курортными городами, это Сочи, Анапа, Геленджик и Симферополь. Но из 15 направлений реально работают только 7. Есть маршруты, не востребованные перевозчиком. Мы видим в этом проблему, которую хотели бы совместно с вами решить. Сергей До ценко, коммерческий директор ООО «Базэл Аэро»: - Я хотел бы подчеркнуть ту сложность задачи, которую сейчас решает Министерство транспорта РФ. Дело в том, что за последние несколько лет внутренняя авиасеть россии была практически уничтожена. Порядка 75% перевозок было сконцентрировано на Москве. При этом отрасль развивалась в основном за счет роста международных перевозок. Сейчас, по сути, перед Минтрансом и компаниями стоит задача восстановить, а в некоторых случаях даже открыть заново, авианаправления на наши курорты. Это очень не просто. Но Минтранс занимает довольно гибкую позицию. Перевозки на курорты – это именно туристический сегмент, а не деловой. И здесь возникает среднее звено – посредники между пассажиром и авиакомпаниями. Это туристические агентства, туроператоры. С ними и надо работать. Евгений Куделя, министр курортов и туризма Краснодарского края: - Я бы хотел рассказать одну историю. Губернатор Краснодарского края обратился в Минтранс и попросил включить в перечень маршрутов Постановления №1095 аэропорт г. Краснодара, так как Сочи, Анапа и Геленжик там уже есть. За подписью министра транспорта Максима Соколова поступил ответ. Но поступил он почему-то на имя губернатора Ненецкого автономного округа Александра Ткачева. И в нем было сказано, что Краснодар не является курортом. Я как министр курортов и туризма региона скажу, что Краснодар все-таки курорт и тому подтверждение – соответствующие документы. Более трети отдыхающих, которые прибывают на территорию края, прибывают через Краснодар. Поэтому у нас осталась убедительная просьба: включить Краснодар в это постановление. Хотя, насколько мне известно, по этому постановлению льготы предполагаются только для студентов и пенсионеров, а нам важен каждый турист. И еще один момент – летом цены на авиабилеты просто космические, я думаю, вы со мной согласитесь. При этом пустых мест нет, все раскуплено. Людей много, цена держится высокая, значит не хватает самолетов. Не хватает низкобюджетных перевозчиков, таких, как за рубежом. У нас же как происходит: только зашел нормальный перевозчик, как сразу разорился. Мы с вами собрались здесь благодаря тем, кто приехал, то есть туроператорам, и давайте поговорим об их интересах. Поэтому давайте уточним, что нужно туроператорам, чтобы они привозили больше туристов. Эту проблему, конечно, в мгновение мы не решим, но давайте хотя бы начнем, и начнем с межсезонья. Как сделать так, чтобы были конкурентоспособные тарифы? Это вполне может быть субсидирование, конечно же, в разумных пределах. Что мы как руководители отрасли региона должны попросить у росавиации? Илья Уманский, гендиректор туркомпании «Алеан»: - В летний сезон крупные ави-акомпании не испытывают никаких сложностей при реализации билетов. Они могут продавать их по любой стоимости. Поэтому у авиакомпании выставлять льготные тарифы таким организациям, как мы, никакого интереса нет. Они занимаются бизнесом, и весь вопрос в доходах. На мой взгляд, проблема исключительно в отсутствии конкуренции. Мне кажется, что нужно решать вопрос с запуском дополнительных авиакомпаний, помогать им заходить на рынок, может быть, субсидировать их. Помогать лоукостерам. А не потворствовать монополистам. В этом и будет решение проблем с ценами на перевозки. Что-то более эффективное придумать вряд ли возможно. Должна быть регулировка рыночными отношениями. Сергей Кривоносов, депутат Государственной думы РФ: - Взаимодействие бизнеса и государства должно основываться на принципах взаимности. Государство не может давать всем субсидии без каких-либо условий – это путь в никуда. Действительно, без здоровой конкуренции не обойтись. Показателен пример с Сочи – билет стоит от 3 тысяч рублей до 50. Если человек хочет экспромтом прилететь на курорт, то только за билет эконом-класса заплатить 50 тысяч – сумма неподъемная. Особенно если учесть, что в тот же момент в Турции недельный отдых вместе с перелетом стоит не больше 30 тысяч. Поэтому здесь ценовая политика авиакомпаний играет огромную роль. В рамках рыночной экономики частным авиакомпаниям диктовать ценовую политику мы не можем. Предложения заключаются в договоренностях, в контрактах и ростуризма, и Министерства туризма Краснодарского края. Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации туроператоров России: - У туроператоров и авиаком-паний свои интересы. И зачастую эти интересы диаметрально противоположны друг другу. И не договориться нам, сколько бы мы ни сидели. Давайте посмотрим с другой стороны. Есть интерес, например, у курортов Краснодарского края на круглогодичную загрузку, и есть интерес туроператоров – как получить приемлемые цены. Но в решение увеличения объема перевозок начинает вмешиваться интерес авиаперевозчиков. Как стимулировать увеличение авиапотока на курорты Краснодарского края в том числе в низкий сезон? Предложение: надо сделать специальную стоимость, чтобы в низкий сезон было выгодно летать. В большем объеме. Пусть это будут субсидии, пусть будет снижение каких-то платежей за обслуживание в аэропортах. И это вопрос Минтранса и региональных властей. Сергей Кривоносов, депутат Государственной думы РФ: - Уважаемые туроператоры, вы поймите правильно: интернетпродажи растут. Если вы не создадите турпродукт вместе с авиаперевозками, по которому вы не договоритесь с авиаперевозчиками, и по которому вы не будете человеку предоставлять комплексный отдых дешевле, чем он может просто забронировать гостиницу в интернете, то вы внутренним рынком пользоваться не будете. Вы ведь пользуетесь внешним рынком? Там у вас бизнес болееменее налажен, у вас турпродукт идет в пакете с перелетом. И в этом залог вашего в том числе дохода и успеха. В Госдуме работает экспертный совет по внутреннему туризму, и я предлагаю собрать представителей туроператоров и перевозчиков в ближайшее время на предметное совещание. Как провожают пароходы...Ситуация с морскими перевозками в Сочи прозрачна, как морская вода в штиль. Их просто нет. Пока курортный город с моря блокирован для туристов. Только одинокий старенький теплоход «радуга» вот уже 30 лет бороздит прибрежную акваторию, приглашая на морские прогулки. Местные газеты пишут статьи о том, что на пустующий красавец порт больно смотреть, телевизионщики снимают сюжеты об истории на курорте морского такси. С тоской на море глядит бронзовый Семен Семеныч Горбунков, вспоминая тот самый пейзаж с «Михаилом Светловым», который умчал его в Турцию. А город пьет коктейли пряные, и новостей с моря, кажется, уже не ждет. Максим Кондратенко, управляющий директор яхтенного порта «Имеретинский»: – Первое, что требуется и Крыму, и Сочи, – это круизное направление. Мы в 2014 году говорили, что в Сочи объявляется круизная программа. Планировали 120 судов. Сами видите, ничего этого не было. От заявленного судозахода не было даже одной трети. Программа на 2015 год еще более бедная. Основная проблема – любой оператор круизного сообщения требует комплексный продукт. Только Сочи и только Крым ему не интересны, ему интересны и промежуточные порты. Проблема – неготовность наших портов к приемке современных круизных судов. Это обращение, конечно же, к Минтрансу. Игорь Глухов, генеральный директор компании Paradise Cruise & Ferry LTD: - Действительно, вопрос морских перевозок из порта Сочи стоит очень остро. В прошлом году наша компания собиралась летом открыть Северо-Кавказскую линию, но в связи с проблемами на Украине мы этого не сделали. В Сочи несмотря на то, что потрачены огромные деньги на строительство круизного центра, круизные перевозки практически сведены на нет. Инфраструктура порта Сочи простаивает. Нами принято решение все-таки возобновить Черноморский проект – круизно-паромные перевозки между портами Батуми, Сочи, Стамбула. Это будет комбинация круизного продукта. Мы считаем, что этот проект позволит реализовать туристический потенциал Сочи, загрузить ту туристическую инфраструктуру, в которую вложены большие деньги. Мы помним, в советские времена на Черном море работало больше 60 пассажирских судов, перевозилось несколько миллионов пассажиров. Проведены переговоры с руководством порта, с городскими властями. Мы Как провожают поезда...Поезда, следующие на курорт со всей россии, конечно, не такие дорогие, как самолеты, но и не такие быстрые. Вряд ли кто-то с удовольствием отправится на курорт из Хабаровска, чтобы провести две недели в дороге. Не прошло и года со времени Олимпиады, не успел город порадоваться «Ласточкам», которые доставляли туристов из городов региона в Олимпийский парк, и на которые этой зимой так надеялись любители горных лыж, как от современных электричек вот уже и след на Черноморском побережье остывает. Накануне Нового года количество «Ласточек» в Сочи сократили. Их осталось 12. В рЖД объясняют: убытки. Однако, рисуют другие перспективы. Только для Сочи они, на верное, не такие радужные, как хотелось бы. Михаил Комулайнен, начальник Южной дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД»: В данный момент в Екатеринбурге уже начал работать завод по производству еще 1 200 вагонов. То есть фактически мы можем предложить здесь фрахтование поездов, аренду – что угодно. К примеру, вечером в пятницу мы забираем людей из Краснодара, везем их на «Роза Хутор» или в Олимпийский парк. Там их забирает туроператор, расселяет, а утром мы везем их в горы. Там туристы в субботу-воскресенье катаются на лыжах, отдыхают и в воскресенье вечером мы их возвращаем в Краснодар. «Ласточка» рассчитана на 440 посадочных мест. Сейчас один билет стоит 666 рублей, но при чартерном заказе, возможно, будут скидки. Такое предложение туроператорам от РЖД.
По материаллам Журнала "ОГНИ БОЛЬШОГО СОЧИ ДЛЯ ВСЕХ" №12(61) декабрь 2014 www.OGNI-Sochi.ru |
|